216280 ул. Больничная, д.2, д. Селезни,
Велижский р-н, Смоленская обл.

8(48132) 4-12-31

смоленское областное государственное
бюджетное учреждение 

«Селезневский дом-интернат
для престарелых и инвалидов»

 

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?


 

Cтатья об учреждении из газеты "Велижская новь"

c_195_145_16777215_00_images_fotogalerea_img009.jpg

Где хлебно да тепло, 

Там жить добро

Начнешь к концу дороги понимать,

Как сладко жить, как горько доживать.                В. Рудницкий

Есть эпиграф к теме, есть заголовок, и они словно соперничают друг с другом, противопоставляя смысл изречений. В этом и заключен основной контекст: жизнь противоречива, «в ней юность молнией ярко блеснула, зрелость бурно прошла, старость тихо уснула».

Посмотреть, как живет та самая старость в Смоленском областном государственном бюджетном учреждении «Селезневский дом-интернат для престарелых и инвалидов, руководимом его директором Александром Николаевичем Ивановым, мне пришлось в теплый солнечный день сентября, в разгар бабьего лета, когда еще и травка зеленела, и цветочные клумбы манили своими яркими красками, и лес вдоль дороги на Селезни еще не сбросил свое летнее одеяние, а постепенно наряжался в оранжевые, красные одежды, привлекая к себе любителей тихой охоты ­ грибников.

Пока машина директора на всех парах мчалась к дому-интернату, успели поговорить и о грибах. Их в этом году было видимо-невидимо! Настоящая грибная страда. И кто мог подумать, что после засухи они порадуют нас своими белоголовыми, коричневыми, красными, желтыми шляпками, крепкими толстенькими ножками и принесут радость, восторг, ощущение причастности к живой природе.

Но, чем дальше лето и ближе поздняя осень, найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев становится делом нелегким.

На выезде из Селезней стоит указатель «Интернат», и вот на высоком косогоре, среди деревьев, стоит-красуется двухэтажное здание, сложенное из белого кирпича. Два подъезда с открытыми дверями, но с видеонаблюдением, по бокам у одного и другого ­ скамеечки с накрытыми навесами от солнца. Хорошо придумано. Вышли старенькие постояльцы этого дома, уселись на скамеечки, поговорили, полюбовались видами своего ухоженного двора, где есть и беседка, есть и красивая клумба, обсаженная вокруг шестью туями, подаренными настоятелем храма Кирилла и Мефодия отцом Владимиром, вспомнили свои молодые годы, увлеченно рассказав о внуках, правнуках, и снова ­ в свои покои...

 А туи бережно хранят они: зимой укрывают от крепких морозов и студеных ветров, надеются увидеть их высокими, стройными, устремленными в голубую безоблачную высь.

 Уютно во дворе, в котором по-настоящему кипела работа. Бригада смоленских рабочих трудилась на замене отопительного котла. Деньги на ремонт выделены Департаментом Смоленской области по социальному развитию. Здесь надо оговориться, что малокомплектные дома-интернаты в основном в виду оптимизации ресурсов, закрываются, а вот нашему, Селезневскому дому-интернату, денежные средства поступили, значит, будет он существовать, где всегда тепло, сытно, красиво и удобно жить.

Недаром говорится: «Час в добре поживешь, все горе забудешь». А добра здесь хватает! Обслуживающий и медицинский персонал в составе 31 человека, работая со дня открытия, с января 2005 года, представляет собой бессменный дружный, сплоченный коллектив, стоящий на страже жизни и здоровья своих пациентов (сегодня их 28 человек), проживающих в 2-ух отделениях: общего типа и милосердия.

Теплых слов заслуживает врач-терапевт Юлия Павловна Никонова, неугомонная, болеющая за общее дело ­ сохранение здоровья и продления жизни престарелых и инвалидов, умеющая найти ключик к каждому больному человеку, подбодрить, утешить, съездить с ним на его родину и привезти обратно. Каждый день ее работы начинается с утреннего обхода: измерит давление, выслушает жалобы, назначит лечение по профилю заболевания.

 Посетил учреждение и хирург Велижской центральной районной больницы Борис Анатольевич Покусаев. Внимательно осмотрел каждого пациента, дал консультации, назначил лечение. Здесь уместно сказать и о том, что два раза в год проходит комиссионное обследование докторами ЦРБ каждого из проживающих. При серьезных недугах пациентов увозят каретой скорой помощи на обследование и дальнейшее лечение. Так случилось с Марией Сергеевной Илларионенковой, пролежавшей в больнице 15 дней. Сейчас она, побывав дома, как она говорит, в гостях снова ­ в доме-интернате. Есть у нее сыновья, внуки: Нина и Иван, которого бабушка ездила поздравлять с Днем рождения, правнучек Макарка. Казалось, живи дома под крылом и заботой близких, но нет, говорит, что привыкла к такой жизни, совершенно все ее устраивает. «Мне здесь все хорошо, одежду дают, постель меняется каждую неделю, ванную принимаем регулярно, отношение персонала безукоризненное и уважительное. Живется отлично. Я довольна. И детям не мешаю, и самой спокойнее».

Если говорить о медицинских работниках далее, то Александр Николаевич Иванов о каждой отзывался тепло и душевно. Это и старшая медсестра Нина Николаевна Тарасова, палатные медсестры Зоя Семеновна Бороздина, Людмила Алексеевна Бульбова, Зинаида Константиновна Талонская, Ольга Николаевна Зайцева, Анна Прохоровна Матвеева, диетсестра Наталья Евгеньевна Игнатьева. Все они строго выполняют назначения врача, добрым словом поддерживают старшее поколение, дают совет, с удовольствием угощают и яблочками, и жареными грибочками, выполняют любой заказ по доставке лекарства, чего-нибудь вкусненького. А если захотела бабулечка поехать на свою малую родину, увидеть свои родные места, то едут вместе со старушкой. А директор интерната никогда в машине не откажет! Водитель Ю.В. Исаенко, без которого не обходится дом-интернат, в исправном состоянии содержит свой машинный парк.

Посмотрит она на свою хатку, вытрет набежавшие слезы и опять домой, в интернат. Так было летом с Анной Исаковной Ивановой, которой уже 94 года А жила она в деревне Дрозды, работала в колхозе «Победа» в бригаде. Помнит, как лен выращивали, вручную теребили его, молотили семена, сушили, сдавали льносырье государству. (Она показывает свои тоненькие, сухонькие руки, но сколько им пришлось переделать работы, сколько пришлось потрудиться на благо родины.) Вспоминает войну, говоря: «Она у меня вот здесь», показывая на сердце.

Неравнодушные, беспокойные, отзывчивые люди в белых халатах работают в доме-интернате. Эти слова в полной мере относятся и к младшему медперсоналу, санитарочкам, их шестеро: Л.И. Зуева, Г.В. Ковалева, Л.И. Тагирова, В.С. Васильева, В.А. Тиваненко, Н.Е. Потапова.

Готовится к своему юбилею и сестра-хозяйка Любовь Кирилловна Артемьева, если надо заменить ушедшего в отпуск, то всегда заменит.

А как же промолчать о тех, кто так вкусно готовит еду... Раиса Викторовна Шашкова умеет так испечь мягкие пироги и булочки, что пациенты ждут-не дождутся, когда еще им будет праздник! Галина Александровна Исаенко – прекрасный повар, знающий, с опытом работы. Щи, борщи, супы, вторые блюда разнообразны: здесь и мясные, и рыбные блюда, молочные тоже всегда есть, салаты, фрукты, компоты. Да что перечислять, надо просто заглянуть в кладовую, чтобы убедиться в том, что питанию проживающих уделяется особое внимание.

Смотришь на этих людей и понимаешь, какими же должны быть чуткость, внимательность, забота, исходящие из их сердец, чтобы так любить свое дело и профессионально к нему относиться.

Есть у директора дома-интерната Александра Николаевича Иванова и свои помощники в сугубо мужских делах: слесарь-сантехник Николай Иванович Шашков, электрик Андрей Дмитриевич Самулеев, подсобный рабочий Василий Леонидович Илларионов.

Одним словом, это дружная команда, знающая свое дело. Надо видеть, как они перебирали картофель все вместе, как Василий Леонидович, взвалив мешок на плечи, нес его в подвал на хранение, как, обступив директора, что-то ему говорили, а он, как свой среди своих, давал указания.

Деловая обстановка во всем и везде, и посвящена она главному ­ дому-интернату, его постоянным жителям, чтобы им было комфортно и заботливо.

А если о комфорте, то он настоящий. Мягкий уголок, новый плазменный телевизор, аквариумы для рыбок и черепах, последних подарил интернату начальник поисково-аварийной спасательной службы Смоленской области Александр Дмитриевич Николенко. Цветы ­ всюду: в комнате отдыха, в палатах, во дворе.

Новые шкафчики для одежды, тумбочки прикроватные, переносной облучатель-рециркулятор медицинский, на кухне ­ кондиционер, новые пластиковые окна ­ все способствует тому, чтобы было, как дома, но лучше! Воздух свежий и чистый, дышать легко, это первые слова, произнесенные посетителями интерната для пожилых людей.

Не случайно по оценке качества работы домов для престарелых и инвалидов независимой комиссии, созданной при Департаменте Смоленской области по социальному развитию, Селезневский дом-интернат занял  7 место из 23 домов-интернатов в области.

По словам А.Н. Иванова, принял он дом-интернат от своих коллег, бывших директоров В.Н. Рябухи и Л.И. Малаховской в надежном и хорошем состоянии. И эти традиции, заложенные его предшественниками, продолжают жить.

Меняется кровля на прачечной, обустраивается бытовая комната для кочегаров, исправно работает холодильное оборудование, порядок во всем ­ это признаки хорошего руководства коллективом, как говорят: «Без запевалы и песня не поется!»

Удивительные люди в доме-интернате и инвалидов. Гуськом, один за другим, по первому зову, кто пришел, кого привезли на коляске, уселись фотографироваться на память. Сами стали рассказывать о своей судьбе.

Вот в розовом платочке сидит Евдокия Денисовна Тагирова, проживающая здесь уже второй год. Сама она из Сертеи. Работала в совхозе «Селезневский» дояркой. Помнит войну, как прятались от немцев, как были в эвакуации, а потом с радостью босиком бежали в свои разбитые хаты. Недавно она побывала в своей хатке, прожив там целый месяц. (Смеется: была в отпуске!)

Богата Евдокия Денисовна на внуков: их у нее четверо. Старший ­ в Питере, другой ­ в Москве, а остальные ­ в Селезнях. Приходят, навещают бабушку, но хотелось бы почаще... А переехать к дочери в Ленинград (так она по старинке называет город на Неве) не может из-за сырого климата. Говорит, что ей живется хорошо, но вот «беда» тертую морковь с сахаром не любит! «Дело поправимое, ­ говорит Александр Николаевич, ­ можно и без сахара!»

Ее соседкой по койке, что напротив, живет Мария Яковлевна Иванова, вот уже год как приехавшая из д. Ляхово. Бывшая колхозница, работавшая в растениеводстве. 11 сентября ей исполнилось 89 лет. Приняв теплые слова в свой адрес, она, всплакнув, рассказала, как трудилась на восстановлении города, разбитого фашистами, как заготавливали лес в делянках, как работали за трудодни. Тоже приезжала в свою деревню, где стоит ее одинокий домик. Сын умер два года назад, и осталась она со своими думами и печалями. Хорошо, что есть кому рассказать, с кем поделиться своими мыслями.

Можно назвать и Тамару Арсеньевну Болдыш, жившую в д. Рябинка. Ей уже 80 лет. Вроде бы недавно она водила своего мужа под руку, а вот поди-ка, как годы пролетели... Говорит, что в доме-интернате она, как в санатории.

Ефросинья Никифоровна Малашонок совсем недавно поселилась жить, бывшая доярка совхоза «Городищенский», доила 26 коров в группе, имела поощрения, получала грамоты. Небезродная: 4 дочери, сын. Почему-то пришла на ум пословица: « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Но моя собеседница оптимистично заявила, что лучше жить в артели. К детям не захотела, нравится все: и питание, и уход, и мягкие пироги, которые пекут в столовой. Дай Бог, чтобы все было, как она хочет.

А об этом человеке, Сергее Александровиче Новикове, из Духовщины, особые слова, Молодой мужчина, всего-то ему 44 года, недавно ему сделали протез правой ноги, потерял которую в аварии, работая дальнобойщиком. Много времени провел в больницах, перенес не одну операцию. А когда дело пошло на поправку, узнал, что жена взяла развод, переписала недвижимость на себя, и оказался Сергей на улице. Сейчас он проживает в Селезневском доме-интернате. Общительный, радуется, когда к нему приезжает сын в гости, думает о дне завтрашнем. Учится ходить пока с костылями, но придет время, и пойдет сам. Руки есть, голова мыслит, найдет себе применение, главное ­ духом не падать, что и пожелала ему на прощание.

Уезжали из Селезней тихой летней осенью, когда и солнышко пригревало, и на душе было тепло от увиденного и немножко грустно от услышанного. Каждый думал о своем, а я ­ где меня старость застанет?             М. Возова